Святой Патрик – небесный покровитель Ирландии

17 марта все «ирландское» человечество отмечает День памяти Святого Патрика, небесного покровителя и крестителя Ирландии.

Хотя имя св. Патрика связывается главным образом с Ирландией, но родился он в 389 г. на севере Англии в семье знатного британца кельтского происхождения Кальпурния, который совмещал служение диакона и должность городского чиновника на римской службе. До 410г. Британия, когда оттуда были выведены римские легионы, являлась одной из провинций Римской Империи. Мать его носила имя Концесса; она была близкой родственницей св. Мартина Турского. Священником был и дед Патрика – Потит. Собственно, новорождённого мальчика нарекли совсем другим, кельтским именем Суккат, а при крещении дали имя латинское – Магон.
Вместе с двумя сёстрами Магон обучался дома обычному для того времени кругу наук – латыни, истории и Священному Писанию. Он не постыдится сказать о себе, что к шестнадцати годам не отличался большой набожностью.
В 405 г. происходит событие, с которого и начинается постепенный переворот всей его жизни. Ирландские пираты, кормившиеся разбоем и работорговлей, нападают на богатую виллу Кальпурния, детей которого, включая Магона, и слуг разбойники захватывают как добычу и увозят в Ирландию.
В Ирландии Магон был продан одному из местных племенных вождей, который, как бы в насмешку над аристократическим происхождением юноши, дал ему прозвище Cothrige, что на местном наречии означало “знатный человек”. Со временем имя это трансформировалось в латинское Патрик, Патрикий (Patricius), поскольку имело то же самое значение. Целых шесть лет прожил Патрик в плену. Однако молодой человек не дрогнул душой, оказавшись рабом на чужбине. Годы мытарств, проведённые в Ирландии, явились для него временем настоящего духовного взросления и молитвенного преображения.
Господь не оставлял своего верного послушника в этих тяжких испытаниях. Во сне Патрику открывается путь к свободе; таинственный голос говорит ему, что для него готов уже корабль на побережье, и одного этого становится довольно юноше, чтобы немедля встать и пойти. Куда? Он и сам, должно быть, не знал, куда же именно. Не имея никаких средств и ни малейшей защиты в чужой стране, где беглому рабу, в случае его поимки, оставалась только казнь, Патрик, ведомый Божиим Промыслом, направляется в сторону моря, пешком проходя не одну сотню миль… Там, куда он пришёл, и в самом деле стояло готовое к отплытию судно. Взять его на корабль капитан категорически отказывался – у Патрика при себе не было ни единой монетки. Но… разве не Сам Господь шёл перед рабом Своим?.. Горячие молитвы юноши услышаны, и он, согласный на любой корабельный труд, покидает берега Ирландии – страны, которая отпустила его всего лишь на время…
Патрик оказывается на континенте, в Галлии, разорённой к тому времени войнами и мятежами. Начинаются годы его новых странствий, снова вдали от родной земли, куда попадёт он не ранее, чем спустя ещё долгие семь лет.
Пройдя всю Галлию с севера на юг, Патрик попадает на остров Лерин, расположенный в нескольких милях от города Канны. Здесь в начале V века основан был знаменитый впоследствии монастырь, населённый по преимуществу монахами-кельтами и державшийся устава восточного образца. Именно здесь подвизался св. Викентий Леринский (+ 450 г.), знаменитый подвижник и богослов, который вполне мог быть учителем Патрика.
После нескольких лет отсутствия, он снова оказался в Британии среди своих родичей, и там в одну из ночей увидел в видении мужа по имени Виктор, как бы пришедшего из Ирландии, несшего с собой несчетные послания. И он дал ему одно из них называемое: «Голос ирландцев». И услышал голоса тех, что обитали у западного моря, и они взывали как одним голосом: «Мы молим тебя, святой юноша, чтобы ты пришел и снова был среди нас».

Two miles outside Downpatrick, this church was built in 1932, to commemorate Saint Patrick’s first church in Ireland. Close by, on the crest of Slieve Patrick is a huge statue of the saint. Bronze panels illustrate scenes from the life of Ireland’s patron saint.

Первая христианская церковь в Саул, основаная Патриком. В ней святой и почил.

Для Патрика не было ни малейших сомнений в том, Кто и куда его призывает. Нетрудно представить, что пережили родственники едва вернувшегося после стольких лет отсутствия и неизвестности человека, который теперь вновь готов покинуть их, добровольно отправляясь туда, откуда он изведён был чудом. Но, как это почти всегда бывает в жизни святых, то, чего не понимали родные, знал о себе Патрик: он уже не принадлежит никому, кроме Бога.
Нельзя сказать, что Ирландия к тому времени сплошь оставалась языческой; вдоль её побережья, а кое-где и в глубинке существовали христианские общины, и евангельская проповедь на “зелёном острове” звучала уже давно, пусть и не во весь голос. И тем не менее всякий, кто решался отправиться туда ради Христова дела, должен был обладать немалым мужеством.
Патрик не сразу возвращается в Ирландию. Прежде он вновь плывёт на континент в Галлию, где в г. Осерр его ожидает встреча со св. Германом, епископом-миссионером, много сделавшим для крещения британцев. Патрик проходит период обучения под руководством святителя, и вскоре его посвящают в сан диакона. Он стремится поскорее направиться в Ирландию, но Церковь решает иначе, и посылает туда другого миссионера из числа клириков св. Палладия, который, пройдя все положенные степени, вскоре был ради этой цели рукоположен во епископа. Однако его миссия оказывается кратковременной и малоудачной. Заболев и вернувшись в Британию, Палладий умирает.
Вслед за этим в 432 г. св. Патрик, уже в епископском сане, отправляется, наконец, в Ирландию. Страна раздираема была постоянными междоусобицами племенных вождей, именуемых по традиции королями. Все они были язычниками, и св. Патрик, высадившийся на ирландском берегу, встретил поначалу весьма недружелюбное к себе отношение. Однако, какое-то время спустя проповедь святого обратила ко Христу сердце одного из местных вождей. Человек этот пожертвовал просторный амбар для устройства в нём первого храма.
Вслед за этим св. Патрик со своими спутниками направился в земли своего бывшего хозяина, у которого некогда находился на положении раба. Вождь этот пришёл в великий страх, решив, что Патрик идёт отомстить ему. Языческие жрецы – друиды – предсказали напуганному вождю, что Патрик одержит победу, и тот в безумном ужасе зажёг собственный дом и погубил себя в пламени…
Миссия св. Патрика медленно, но неотвратимо приносила добрые плоды. Сам он ни минуты не сомневался, что вся его жизнь и дело его жизни находятся в крепкой руке Господней. А со стороны людей жизни этого отважного мужа постоянно исходила угроза. Делу его упорно противились не столько даже местные вожди-короли, сколько могущественная каста кельтских друидов. Жрецы-друиды считались духовной элитой, аристократами кельтской цивилизации. Влияние друидов было огромным. Они боролись с римлянами, участвовали в восстаниях и имели высокий политический авторитет. В Ирландии свои загадочные ритуалы друиды совершали в священных рощах, около почитаемых источников. Спорным остаётся вопрос о человеческих жертвоприношениях. Внутри кельтского мира жрецы-друиды были объединены в строго иерархическую организацию, надклановый религиозный орден, который реально обладал политической и духовной властью. Вот с этими-то людьми и предстояла св. Патрику духовная брань, от победы в которой зависела судьба всего его священного дела.

Down Cathedral is a Church of Ireland cathedral. It stands on the site of a Benedictine Monastery, built in 1183. Saint Patrick’s remains are buried in the graveyard. Magnificent stain glass windows, box pews and beautiful organ case enhances this interesting building. Souvenir shop and toilet facilities.
Guided Tours available by prior arrangement.

Собор Даунпатрика где покоятся мощи Святого
Вскоре, в конце первого года проповеди, накануне Пасхи святой бесстрашно отправляется в Тару – сакральный центр Ирландии, где находилась ставка верховного короля страны, которому подчинялись все прочие вожди. Король Лоэгайре, окружённый воинами и друидами, встретил св. Патрика крайне враждебно. Предание рассказывает, что подосланные к святому убийцы стали свидетелями небывалого чуда: едва они появились перед св. Патриком и его восемью беззащитными спутниками, как святой муж воззвал к Небесам, и вместо людей убийцы увидели проходящих мимо оленей. Этот гимн св. Патрика – «Песнь оленя» – сохранился до сего времени. Все попытки запугать святого силой оружия и даже покушение на его жизнь оказались напрасными: скромного вида человек, в руках у которого был лишь деревянный посох, говорил с королём смело и вдохновенно. Св. Патрик предупредил короля Лоэгайре, что тот лишится Божия благоволения, если будет упорствовать в язычестве и противиться проповеди Евангелия. Друиды, используя всё магическое искусство и пытаясь помешать святому с помощью своих чудес, оказались бессильны против истинных чудес, которые на глазах у короля совершал св. Патрик силою Святого Духа. Повторилась история духовного состязания пророка Божия Моисея с египетскими волхвами, но итогом поединка с друидами стало крещение короля Лоэгайре со всем его домом.
Житие св.Патрика рассказывает о множестве чудес, совершённых им в разное время его победоносного шествия по Ирландии. С именем святого связывают исчезновение с острова всех ядовитых змей. Об этом предании ярко говорит и иконография св.Патрика.
Миссионерское служение святого в Ирландии продолжалось не один десяток лет, в течение которых Патрик сделал чрезвычайно много. Он создавал новые общины и посвящал для них клириков. От него приняли рукоположение немало епископов, которые возглавили новые ирландские епархии. Крестилось очень большое число народа во главе с клановыми вождями. Ирландия украсилась множеством храмов и монастырей; последние сыграют в дальнейшем уникальную роль в деле христианского просвещения Европы. И речь идёт не только о западе, но и о землях к востоку от Балтики. Миссионерство сделается отличительной чертой кельтских, и ирландских монахов, которые своеобразным подвигом апостольского странничества приведут ко Христу тысячи душ повсюду, куда позовёт их Божий Промысел.

Пешком, а чаще на маленьких кораблях или даже на утлых с виду, плетёных из ивняка и крытых кожами, лодках – кораклах – доберутся они до самых отдалённых уголков европейского континента. Есть, как нам кажется, не беспочвенные предположения о миссии кельтских монахов на о. Валаам (в ряде публикаций священника Стефана Красовицкого, например), да и в других частях будущего Русского Северо-Запада.

 

 

Метки: , ,

Последние публикации в категории


Похожие публикации

Nasha Gazeta

Добавить комментарий