В Москве любят ирландскую культуру. «Наша Газета» уже не раз писала о русских людях, занимающихся ирландскими танцами или играющих кельтскую музыку. Не меньшей популярностью пользуется в Москве и ирландский театр. Дарья БЕЛОЗЕРОВА посмотрела одну из постановок – «Единственная ревность Эмер» по Йейтсу – и поделилась впечатлениями с нашими читателями.
Камерный музыкальный театр «Эль Арт», основанный в 2008 году, представляет московской публике спектакли в разных жанрах и стилях. Театр антрепризный, базируется на сцене московского Дворца культуры «Красный Октябрь». «Главная идея нашей работы – познакомить широкую аудиторию, особенно подрастающее поколение, с мировым литературным и музыкальным классическим репертуаром, – делится Элеонора Шумилова, художественный руководитель, вдохновитель и режиссер театра. – «Эль Арт» является и соучредителем Московского Открытого Фестиваля спектаклей малых форм для детей «Сказочный мир». Создан цикл интерактивных представлений по мировому «сказочному» репертуару. Регулярно проводятся благотворительные показы лучших спектаклей фестиваля для детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, детей из социально необеспеченных семей, детей-сирот и детей с ограниченными физическими возможностями».
Одна из постановок театра осуществлена по пьесе великого ирландского поэта и драматурга, лауреата Нобелевской премии Уильяма Батлера Йейтса. «Единственная ревность Эмер» – одна из цикла пьес Йейтса, созданных в стилистике японского театра Но («Четыре пьесы для танцовщиков»). Йейтс увлекался эстетикой театра Но в начале XX-го века. В постановке используются острохарактерные маски, линия действия время от времени переходит в танец… Премьера «Единственной ревности Эммер» состоялась в 1922 году в Амстердаме. В Дублине, в Театре Аббатства, пьеса была поставлена в 1926 году.
Это экспериментальный спектакль с использованием кельтской традиционной музыки. Сюжет основан на ирландском эпосе. Главный герой – великий воин Кухулин, погибший в сражении. Его жена Эмер могла бы вернуть к жизни Кухулина, но лишь ценой расставания – у Эмер давно есть соперница Этна, которая любит воина так же сильно и страстно. Параллельно, в ином мире и ином измерении призрак Кухулина очарован морской девой Сидой…
Искренностью и глубиной подкупает не только выбранный материал и мастерство актеров, но и, в первую очередь, «живое» исполнение музыкантами национальных мотивов. «Единственная ревность Эмер» открывает зрителям мир, в котором можно увидеть, как способны развиваться несколько разновидностей любви в момент… борьбы за жизнь человека. Может ли преданность уступить жертвенности, и кто из них дерзнет сопоставить свою ценность с самой жизнью!?.. «Кельтская музыка пронизана историей и чувствами своего народа, – отмечает Элеонора. – Сплетенная воедино с чувством трагизма пьесы, музыка позволяет зрителю совершать переход из сегодняшней суетности в высоты поисков человеческого духа, осмысления жизни… Маски скрывают лица героев, символизм, использованный драматургом, позволяет зрителю осознать общечеловеческую суть этой трагедии».
Актеры, принимающие участие в постановке сумели искусно отобразить всевозможные нюансы эмоций и чувств. Кто-то в этой постановке откроет для себя трагизм неизбежности, при этом остро ощущая постоянное присутствие любви даже в последнем дыхании. Кто-то, затаив дыхание, станет переосмыслять свои прежние взгляды и отношение к жизни, к любимым людям…
В финале начинает казаться, что эти герои старались, переживали, чувствовали и сгорали от эмоций… именно для тебя! Впечатление от постановки остается в сердце надолго. След чего-то вечного и мощного – след осмысления, противоречий и надежды. Ведь недаром в честь Эмер назван один из кораблей ирландского флота – LE Emer!